Как отметил эксперт проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра Евгений Кочетков, в условиях цифровой экономики беспилотный транспорт является одним из ключевых звеньев инновационного развития, и подобные технологии вызывают ажиотажный спрос. «Понимая это, правительства передовых стран ведут активную работу по развитию беспилотного транспорта, включая совершенствование законодательной базы и инвестиционной среды. Однако пока эта отрасль недостаточно институализирована, и комплексного регулирования ни в одной стране не создано», – рассказал Кочетков.
Он добавил, что Россия входит в пятерку стран, население которых готово пересесть на беспилотный транспорт, а беспилотные транспортные средства отечественной разработки уже тестируются в больших городах. Но с точки зрения готовности к полномасштабному запуску Россия не занимает лидирующих позиций. Это обусловлено регуляторными, инвестиционными и инфраструктурными барьерами.
Кроме того, при сильной заинтересованности государства и частных компаний во внедрении беспилотных технологий и расширении зон тестирования беспилотных автомобилей Россия все еще отстает по уровню доступа к новейшим технологиям, качеству дорог и покрытию сетью 4G, отмечают эксперты. В то же время потенциальный эффект от использования дронов в России может составить более 1 млрд долларов в год.
Участники дискуссии рассказали, что в мире беспилотники используют для экстренной доставки, тестируют для контроля симптомов вирусных заболеваний, использования населением масок и соблюдения дистанции, а также для обеззараживания поверхностей.
«Сервисы с использованием дронов являются ключевой точкой роста отрасли беспилотных технологий, – добавил управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко. – Хотя рынок начинался с летательных аппаратов, сейчас они не в спектре интересов венчурных фондов». В целом, по его словам, рынок летательных аппаратов ограничен и «уже поделен», а рынок корпоративных решений пока не сформировался.
Беспилотные решения наиболее востребованы в логистике, доставке, сельскохозяйственном секторе и секторе обеспечения безопасности, отметила руководитель центра трансфера технологий Global Tech Hub Елена Привалова. По ее мнению, для развития беспилотного транспорта в России необходимо создать экспериментальные беспилотные зоны и маршруты. «Выделение такой зоны в России инициировано Иннополисом, Сколково, и единственное, чего не хватает сейчас, – волевого решения, которое позволит запустить инфраструктуру для стартовых экспериментальных полетов. Потому что мало построить аппараты, им необходима наземная инфраструктура», – пояснила Приватова. При этом, частные инвесторы не будут инвестировать в инфраструктуру из-за высоких рисков, поэтому обеспечить ее должно государство, отметила эксперт. «В какой стране такое экспериментальное поле существует, та ближе всего к коммерческому запуску беспилотного транспорта», – резюмировала Приватова.
По мнению руководителя Лаборатории автономных транспортных систем университета Иннополис Салимжана Гафурова, на развитие отрасли также могут оказать влияние готовность общества к проникновению в их жизнь беспилотных технологий, наличие инвестиционного капитала, соблюдение стандартов передачи данных и кибербезопасности и наличие замещающих профессий для освободившихся специалистов.
В целом, отрасль беспилотного транспорта в России пока развивается без специального регулирования, в рамках смежного законодательства, добавил Кочетков. «Однако есть и социальный аспект этой технологии. Если мы говорим о беспилотной перевозке пассажиров, все становится сложнее, и здесь надо продумывать ответственность: кто будет виноват в аварийной ситуации. Возможно, нам стоит задуматься о стратегическом документе», – пояснил он.